ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
Для укрепления своих позиций в мире, власти Китайской Народной Республики не ограничиваются экономическими и политическими методами, всё большее внимание уделяя продвижению гуманитарного сотрудничества как способа популяризации китайской модели в других странах. Наиболее сильно это проявляется в юго-восточ-ном и центральноазиатском направлении внешней политики КНР. Развитие китайско-казахстанских культурных связей может служить прекрасным тому примером. Если первые годы двусторонних отношений характеризовались в основном только политическим, правовым и экономическим взаимодействием, что вполне естественно, то постепенно руководители двух стран начали расширять сферы сотрудничества. В 2000-е гг. китайско-казахстанские гуманитарные связи уже приобрели постоянный характер и всё более расширялись. Толчком для этого послужило приятие в 2001 г. плана мероприятий по расширению двустороннего культурного обмена.
Гуманитарное сотрудничество Китая и Казахстана проявляется прежде всего при проведении официальных мероприятий (дни культуры и т.п.), в ходе реализации программы по обмену студентами, при открытии образовательных учреждений, внедрении национальных СМИ (газеты, радио и др.), ведении литературно-просветительской деятельности (перевод литературных произведений классики и работ современных авторов), туризм и т.п. Наиболее активно развивается обмен учащимися. На территории Китая обучается примерно 9 000 казахстанских студентов (по государственным грантам «Болашак» и самостоятельно). Они изучают китайский язык, а потом продолжают обучение по выбранному профилю. Китайские студенты также приезжают в Казахстан на стажировки в рамках студенческих обменов, а также в частном порядке.
Изучение языка является одним из важнейших двигателей гуманитарного сотрудничества. Со стороны Китая самым мощным локомотивом образовательных программ является система Институтов Конфуция. В Казахстане на данный момент функционируют уже четыре Института Конфуция: в Алматы (при Казахском Национальном Университете), в Астане (при Евразийском Национальном Университете), в Караганде (при Карагандинском Государственном Техническом Университете) и в Актобе (при Актюбинском Государственном Педагогическом Университете). В этих учреждениях ведётся преподавание китайского языка, проводятся различные праздничные мероприятия и конкурсы, разрабатываются учебные пособия и т.п. Спрос на изучение китайского языка в Казахстане постоянно растёт. Это заслуга во многом именно Институтов Конфуция, которые прекрасно справляются с задачей популяризации китайского языка и культуры. Возможность изучать китайский язык есть также во многих высших учебных заведениях Казахстана и на многочисленных курсах.
В плане распространения казахского языка в Китае всё намного сложнее. Его преподавание ведётся только в рамках обучения на специализированных факультетах в некоторых университетах (в Пекине, Урумчи и Или), а также в национальных школах на территории СУАР. Таким образом в сфере образования имеет место явный перекос в сторону Китая, что объясняется, в том числе, продуманной и эффективной политикой китайского правительства. Аналогичная ситуация наблюдается с области туристического обмена. Казахстан не входит в число наиболее популярных среди граждан КНР туристических стран, несмотря на наличие уникальной природы и богатого культурного наследия. А вот спрос на туристические поездки в Китай в Казахстане только растёт. Казахстанцев привлекают как достопримечательности, так и курорты, а также медицинские учреждения КНР.
В будущем гуманитарное сотрудничество двух стран продолжит развиваться. Благодаря открытости двух стран проблем в этой области не возникает. Однако, необходимо учитывать фактор значительного перекоса в сторону Китая, культурное проникновение которого в Казахстан набирает всё большие обороты.
L.I. Kadyrova
China-Kazakhstan cultural relations
ABSTRACT: The article deals with modern cultural relations between Kazakhstan and China. It analyzes the main trends in development of present bilateral cultural relations.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2015. – [1031] стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 18 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 546-548.
Автор: Кадырова Л.И.